1

Тема: [Этрин - обычаи, традиции, нравы]

...или все, что следует знать, чтобы не казаться чудаком, или помешанным.

    Отношения полов, любовь и нравственность.

Может показаться странным, но, будучи "землей Хозяина", Этрин гораздо дальше от патриархальной модели общества, чем та же Амария. Да, здесь женщины обычно не занимают важных постов и не служат в армии, но с успехом ведут торговлю и занимаются финансовыми операциями. В умах этринитов с одной стороны начисто отсутствует убеждение, что женщина должна сидеть дома и быть украшением гостиной - никто не мешает ей браться за мужские дела. С другой стороны, здесь возникает забавный парадокс, поскольку концепция праведной жизни по заветам Хозяина не предполагает разделения по половому признаку, и женщина, взявшаяся за откровенно мужское дело, не получит никаких поблажек и послаблений. Поэтому большая часть донн таки предпочитает по здравом размышлении не заниматься тем, что можно предоставить своему мужчине.
Тем не менее, всегда находится какое-то количество женщин, у которых просто нет выбора. ПОэтому купчихи, морячки, магички, хозяйки своего дела и суровые вдовы маркграфов, держащие свою марку в ежовых рукавицах, в Этрине не редкость.
Так или иначе, ни традиционно, ни юридически мужчина не имеет никакого преимущества перед женщиной. Роль играют исключительно возраст, положение, титул, в некоторых случаях состояние и личные заслуги.

Тем не менее праздное ношение одежды, подобающей противоположному полу, резко осуждается церковью Хозяина. Как мужчина, надевший платье, так и женщина, надевшая брюки, по мнению святых отцов совершают тяжкий грех перед Ним, обязаны покаяться и понести наказание.
Под "праздным ношением" понимается переодевание на маскарады, для прогулок\охоты, эротические игры и прочие увеселительные мероприятия.
Не считается грехом, если это было так или иначе связано с работой, долгом или практической необходимостью. Так, переодевшийся женщиной сотрудник дипслужбы - не грешник, и донна-офицер военного флота в форме - не грешница.

В центральном Этрине и Алас-Домаре абсолютно отсутствует пиетет по отношению к сохранию невинности до брака. Впрочем, распущенность при этом не одобряется, а личную жизнь и романтические привязанности вообще не принято демонстрировать: и светская жизнь при императорском дворе считается образцом порока во многом только потому, что здесь (о, ужас) открыто ухаживают и пишут стихотворные признания в любви.
Тут стоит заметить, что за всей этой мишурой настоящие романы все равно тщательно скрывают.
В княжестве Джердан, напротив, очень серьезно подходят к вопросу девственности невесты, и жители центрального Этрина не устают по этому поводу поражаться, удивляться и злословить.

Еще один забавный предрассудок свойственен жителям центрального Этрина, если вспоминать о наследстве хамалани. Заниматься любовью в позе "лицом к лицу" этриниты с давних пор считают страшным извращением. Впрочем, история такого предубеждения не кажется удивительной для потомков хамалани: для обладателей когтей и клыков подобные развлечения могут оказаться особенно травматичны.

К однополой любви в Этрине отношение двойственное. С одной стороны, как и вполне традиционную, ее принято скрывать - а чего никто не видел, того как бы и нет. Церковь же действует странно, и иерархи, цитируя слова отца Дельмара о том, что "две женщины - это прекрасно и милое баловство", закрывают глаза на шашни донн-офицеров военного флота (там это не редкость) с юными девами. А вот повинных в чем-то таком мужчин с удовольствием отправляют в подвалы инквизиции и на полагающиеся пятьдесят ударов кнутом на городской площади. Прихожане же во мнениях расходятся, кто смеется, кто плюется, кому все равно - но количество шуток на эту тему остается из года в год неизменным. Ну и вообще, хочешь кого-то оскорбить - назови мужеложцем. Результат гарантирован.

Иметь любовника или любовницу, состоя в браке - тяжкий грех и резко осуждается обществом и церковью. Даже при дворе (который, как известно, гнездо разврата) на тех, кто был уличен в измене супругу, смотрят косо, и это вполне может стать основанием для предания остракизму и удаления от двора. Те, кто в браке не состоит, могут развлекать себя, как хотят.
Впрочем - все помнят? - чего никто не видел, того как бы и нет.


    Институт брака и свадебные обряды.

Возраст вступления в брак в Империи довольно поздний - по сравнению с соседями. Здесь принято выдавать дочерей замуж, начиная с восемнадцати лет, притом в восемнадцать девушка может быть большинством признана еще слишком молодой. Учитывая продолжительность жизни этринской знати, и двадцатипятилетняя невеста вряд ли будет считаться слишком старой.
Причина кроется в том, что Старшие достигали полового созревания весьма поздно по меркам людей, и даже разбавленная кровь жителей Хамалани означает, что детей благородная донна сможет иметь не раньше лет 17-18. Таким образом брак, заключенный после этого возраста, считается признаком родства со Старшими; ранний же брак - удел простолюдинов и объект некоторого презрения со стороны знати, посему благородных дев стараются выдавать замуж позже даже если на самом деле она "созрела" уже годам к 14.

    В Этрине существуют две формы брака:

    Равный брак - супруги имеют равные права в браке, равные права на семейное имущество, их дети наследуют имущество и титул, и, как правило, оба супруга изначально более или менее равного положения в обществе. Если "равный брак" заключается с человеком, стоящим на социальной лестнице ниже своего будущего партнера, то заключение такого союза делает его равным супругу и наделяет теми же правами. Именно такие браки заключаются, как династические, или во имя семейных интересов.
    Брак левой руки часто бывает вторым в "послужном списке" вдовцов или вдов, не желающих доживать дни в одиночестве, но и не спешащих ущемлять интересы иногда уже взрослых детей. В таком браке "младший" супруг и его дети не имеют никаких прав на титул и имущество "старшего", буде старший пожелает им такие права дать - это должно оговариваться в брачном контракте, либо в завещании, как и то, чью фамилию будут носить дети от такого брака.
    Женщина, унаследовавшая титул и земли от мужа, повторно может заключить только "брак левой руки".

Незаконнорожденные дети обычно наследуют фамилию матери. Даже в случае, если они были признаны отцом, бастарды не имеют прав на его фамилию и не могут наследовать его имущество и титул. Однако, имеют право на титул матери (если он получен от родителей, либо если у нее нет других детей, и она не замужем\вдова) и наследуют ее имущество.
При этом незаконнорожденный ребенок перестает считаться таковым, если его отец женится на его матери - сколько бы лет ни было ребенку к этому моменту.

У этринской знати принято заключать помолвки длительностью примерно в три луны, чтобы дать возможность молодым присмотреться друг к другу, а их родителям - вовремя передумать, если вдруг что пойдет не так.

    В знак помолвки знатные этриниты носят золотые кольца на среднем пальце левой руки, часто довольно вычурной формы и украшенные драгоценными камнями. После венчания кольцо меняется на самой простой формы серебряный перстень с бриллиантом.
    То же самое переняли богатые купцы, банкиры и состоятельные горожане, за исключением того, что венчальный перстень обычно украшается жемчугом, так как бриллианты разрешено носить только дворянам.
    Крестьяне и те, кто победнее, вообще не беспокоятся о таких тонкостях, как камни, и либо меняют медь на серебро, либо просто не носят кольца.
    На Хамалани венчающиеся во время церемонии обмениваются традиционными для островитян браслетами, в знак того, что супруги вверяют друг другу свои жизни. Эта традиция была заимствована древними къеритами, но нехарактерные для людей браслеты были заменены на кольца; впоследствии переселенцы с островов фактически переняли у жителей континента свой же видоизмененный обычай.
    На островах, тем не менее, до сих пор обмениваются браслетами, а не кольцами.

Цвет свадебного платья у этриниток - зеленый, на голову надевается венок, и это касается даже знати, и мерилом благополучия семьи здесь служат не драгоценные камни, а редкость и красота цветов, из которых свадебный венок сделан. Мужчины в день свадьбы одеваются в черное и пурпур, либо в парадную форму\облачение, если они военные, моряки, или священники.

    Погребальные обряды и верования о посмертии

В центральном Этрине среди потомков хамалани, и в принципе среди знати распространен обычай сжигать умерших и развеивать пепел. В идеале - над морем. О погибших говорят "ушел в море" и носят темно-синие одежды в знак траура. Поэтому такого понятия, как семейные склепы для имперской знати в принципе не существует, а обычай джеррцев или къеритов хоронить своих умерших в земле или укладывать в склепы кажется диким и этринитам, и алас-домарцам, которые так же сжигают мертвых, но пепел  укладывают на виноградниках. Алас-домарские простолюдины, впрочем, часто хоронят умерших по джеррскому обычаю, в земле. На юге, как и в Амарии принято заранее выражать свою волю относительно предпочитаемого способа погребения, а родичи обязаны это пожелание выполнить.
Срок траура по близком родственникам или супругам определяется носящим траур: от полугода и хоть до самой смерти. Полгода (три луны - в случае, если родственник был не слишком близким) траур считается глубоким: прилично носить только темно-синее, не посещать увеселительных мероприятий, не выходить из дома без лишней надобности, не носить украшений и не встречаться с друзьями. В дальнейшем тот, кто желает и дальше показывать свою скорбь по ушедшему, может просто носить синюю ленту на рукаве.

Этриниты верят, что после смерти душа человека отправляется в Зеркальные залы, бесконечный лабиринт тумана и отражений, в котором с той божественной искры, которой душа является изначально, в процессе блужданий стирается налет земного - воспоминания, сожаления, грехи. Очистившись окончательно, душа возвращается на землю, рождаясь в новом теле.
Собственно, ритуал, который называется Лишением Имени, гасит эту божественную искру, оставляя только земное, так что возвращаться в Залы нечему, и, погибнув, человек погибает навсегда.

Чему вовсе не быть, так того не сгубить,
А чего не сгубить, тому нету конца на Земле